Глава XIV Бон джутиг: наука гадания.

из книги: Намкая Норбу

Drung, Deu and Bon

“Друнг, Дэу и Бон” – Традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете.

Намкай Норбу Ринпоче

От издательства:

“…Впервые в истории вышло в свет глубокое и обширное исследование удивительной добуддийской культуры древнего Тибета, колыбелью которой было уже не менее четырех тысячелетий назад легендарное царство Шанг-Шунг, располагавшееся между двумя святынями – горой Кайлаш и озером Маносаровар…”

Содержание:

  • Предисловие
  • Замечания по транскрипции
  • Вступление
  • Введение
  • Глава I – Друнг: предания
  • Глава II – Дэу: символические языки
  • Глава III – Бон: традиция Двенадцати Знаний
  • Глава IV – Бон Божеств: охранные ритуалы
  • Глава V – Бон ча: ритуалы для благополучия
  • Глава VI – Бон Луд: ритуалы выкупа
  • Глава VII – Шен жизни: ритуалы дур для мертвых
  • Глава VIII – Ритуалы очищения в Бон
  • Глава IX – Бон ритуалов, освобождающих от проклятий
  • Глава X – Бон целительства: методы врачевания
  • Глава XI – Бон астрологии: управление бытием
  • Глава XII – Бон мифов о происхождении и ритуалы то
  • Глава XIII – Бон ритуалов оленя и искусство полета
  • Глава XIV – Бон джутиг: наука гадания
  • Глава XV – Бон магической силы
  • Примечания к тексту
  • Библиография

На этой странице приводится только часть книги – глава о гаданиях.

Книгу можно скачать (не лучшее качество).


Шеи ча содержит в себе четыре раздела Бон: “Методы гадания” (phra ltsa mo), “Астрология, постигающая бытие” (snang mthong rtsis), “Методы врачевания, спасающие от смерти” (‘chi bslu gto) и “Ритуалы то, излечивающие болезни” (nad gso dpyad).

Методы гадания, известные под общим названием МО , в свою очередь делятся на четыре раздела:

1.      “Джутыг проявления Изначального Бытия” (уё srid ‘phrul gyi ju thig), в который входит гадание при помощи шнуров : о нем пойдет речь в этой главе.

2.      “Ясновидение Драла Изначального Знания” (уё mkhyen sgra bla’i rtmgon shes), в который входят разные методы гадания при помощи знаков, появляющихся в зеркале (рга), с использованием камешков (Ide’u ‘phrul), четок (мала; phreng mo) и т.д.

3.  “Сновидение Владык Изначального Помысла” (ye rje smon pa’I rmi lam), опирающийся на толкование снов после совершения определенных призываний божеств драла.

4.  “Оракул Божеств Изначального Могущества” (ус dbang lha yi bka’ babs), в котором медиум на время становится воплощением божества, дающего предсказания.

I. Происхождение и тексты джутиг

“Джутиг, толкующий проявление бытия” (srid pa ‘phrul gyi ju thig) — это превая из четырёх систем гадания шен ча; считается, что она восходит непосредственно к Шенрабу Мивоче, — этот метод гадания применялся в Шанг-Шунге и Тибете в самые древние времена.

БОН ДЖУТИП НАУКА ГАДАНИЯ

БОН ДЖУТИП НАУКА ГАДАНИЯ

В стране Шен — Олмо Лингчен — Учитель Шенраб Мивоче спустя один год шен после своего рождения по просьбе Лэгела Тангпо, шен ча, и других достойных учеников проповедовал Бон шен ча — первый из девяти путей — раздел, относящийся к непрямому методу (bkrid drang).

Эти джутиг проявления изначального бытия, символические образы взаимозависимого видения явлений, (которые включают в себя) божеств и духов, добро и зло, благо и препятствия и т.д., являются предсказателю, (проясняющему картину) бытия в виде символов, точно так же, как проявляются планеты, звезды, годы, месяцы и дни вследствие взаимозависимости кармического видения живых существ. Как видел их великий мудрец Шенраб Мивоче, так он и объяснял их на благо живых существ.

Эта строфа взята из основательного труда по джутиг великого ученого Джу Мипам Джамьянг Намгела (1846-1912) , сочинения, имеющего ныне неоценимое значение для изучения этой науки. Ведь в древние времена, несомненно, существовала обширная литература по джутиг, но с течением столетий многие тексты были утрачены, и нам доступны очень немногие из сохранившихся текстов. К счастью, Джу Мипам дал краткое изложение содержания большей части древних текстов, о чем он говорит в следующем отрывке:

Джутиг — самый важный из методов гадания, и, хотя его с древних времен практиковали повсюду, его многочисленные тексты не были объединены в упорядоченный сборник, поэтому гадателю трудно извлечь из них пользу. Поэтому у меня уже давно было намерение собрать имеющиеся сочинения, а не так давно проявляющий большое усердие ученый Манджугхошагуна собрал различные тексты по джутиг и попросил меня завершить мои груды. Таким образом у меня в руках оказалось одиннадцать объемистых томов, заключающих в себе наставления по джутиг, и, взяв все это за основу, я смог обобщить основные составляющие этой традиции.

Вот названия рукописей, к которым я обращался: dPyad don sgyu та gser ‘bum, gTer mo rig pa’i khong bsdong, Bram ze gong rul, Bram ze ktu yi her nag, Ma sang ‘ khor lo mdo chen, ‘Khrugs pa’i stong thun dmar po, Nad mo rig pa’i mdo bdun, Ti tshang g.yu sgron gyi man ngag, Ju thig srid pa’i rgyud ‘bum, Khog chen ‘phrut gyi rgyal po, Gling bzhi nyi ma ‘khor rtsis, sNyan rgyud nyi ma’i ‘od zer, sNyan rgyud dang Ide’u mig skor, Ma sang thi gu rang smra, Mo sde srid pa’i gzhi ‘bum, mGron mo gsan ba sde gcig, Mo mtsho srid pa’i bla gnas, dGra phywa gsang ba yang khug, Sa mo gser gyi yang snying.

Кроме того, я обращался к древним рукописям по практикам “призывания” (bdar) ясновидения и трактатам о “формах узлов” (mdud rdzongs), а также о различных методах получения ответов, например, mDud rdzong кип gsal me long, в котором описываются основные особенности двадцати пяти главных узлов, mDud rdzong khra то gzhung khral, написанному ученым Гянг-ла Укаром, rKyang dpyad gsal ba’i me long, в котором содержится также заключительный обзор, mDud rdzong khra. то gzhung ‘grel las gto dpyad dkar nag khra gsum bstan pa и другие.

И, наконец, я изучил тексты, сжато излагающие содержание нескольких древних сочинений, например, mDud rdzong rdo rje gsang ba’i tha ram и Khog dbub khyung chen Iding ba, составленный Барчунгом Траши Гьяцо на основе семнадцати томов но шанг-шунгскому гаданию, rGyud chen dgongs pa rah gsal Джово Кэн Лобсанг Догюда и другие.

Кроме всех этих текстов в сочинении Минама также упоминаются рукописи, с которыми ему самому не удалось ознакомиться, что дает нам некоторое представление о сложности этой науки и обширности ее литературы:

Среди текстов, которые нам недоступны, находятся cледующие сочинения: sMon chen g.yu kha drug ‘dus, Nag Щ rigs srid pa’i rgyud ‘bum, Nad mo gsal ba’i me long, bZang dgusbaspa’ilde’umig, rTsod pa gnam Icags ‘khor lo, Yod mtso dmar nag, rGyal po sprel dkar, Jag mo tsi tsi dgu skor. По-видимому, существуют еще несколько текстов по джу-тиг, поэтому, будь они найдены, было бы полезно извлечь из них самые важные моменты и включить их в эту книгу, чтобы сделать ее полной. ”

II. Шнуры, опора гадания

Чтобы заниматься гаданием джутиг, сначала совершенно необходимо научиться делать шнуры, служащие “опорой” гадательных способностей (ju thig gi rten), что в общих чертах описывается в сочинении Мипама так:

Прогнав вокруг озера большое стадо овец, украсьте шелковой тканью барана с белой головой и кругами черной шерсти вокруг глаз (thod dkar bong mig) и пустите его на высокое место. Затем привяжите “то, устраняющее дурное” (bzlog gto: разновидность торма) к черной собаке с полосой белой шерсти на спине (khyi se mkhal nag) и пустите ее на низкое место. И, наконец, наденьте украшения на нос и загривок черного яка с белыми боками (nag po dpyi dkar) и поднесите его божествам и защитникам. Затем поочередно, по три раза с правого и три раза с левого плеча, возьмите шерсть осла (rgya tsa bzhin bzang), красно-пестрого быка (dmar tsa mtshal kha), стального цвета коня (sngon mo Icags kha) и мула с белой челкой, (ka ba bong mig) — причем все четверо должны быть без изъянов глаз и других органов чувств, — чтобы получился пучок шерсти. В этот пучок добавьте волоски из бороды белых козлов, из ушей трэмонг и, из хвоста горных волков, волоски дронг, леопарда и тигра, перья с загривка белоспинного грифа, волоски с ног верблюда, из красных грив лучших скакунов, а также шерсть с плеч тринадцати овец, разорванных голубыми горными волками. После этого, начав в благоприятный день, три девушки, у которых еще живы родители, будут три утра прясть по часовой стрелке, три дня в пополуденное время прясть против часовой стрелки и будут ссучивать по четыре нити вместе три дня в полдень. Так делается шнур с восемью нитями внутри и четырьмя нитями снаружи, не толще пальца грифа и не тоньше кишки авры (маленького грызуна). Пять малых шнуров (thig gu) должны быть два локтя в длину, а большой шнур (mo rta: “проводник гадания”) должен быть длиной одну или три сажени. Затем концы шнуров должны быть украшены кисточками длиной в два пальца, сделанными из восьми или тридцати, если возможно, шелковых или хлопковых нитей, если нет, то шерстяных. К большому шнуру на высоте два локтя прикрепите четыре кисти, символизирующие “четыре знания” (shes bzhi)  и туда же поместите серебряное зеркало. Кисти должны быть синими или разноцветными: белого, желтого, красного, зеленого, синего и черного цветов. Кроме того, к этим главным нужно добавить семьсот двадцать маленьких кисточек. Длина (главных) кистей должна быть восемь ладоней (mtho brgyad) и им должна быть придана форма когтя грифа, или же их можно оставить свободными для красоты, или их можно связать с другими нитями пяти цветов и т.д. Короче, нужно, чтобы они выглядели очень красиво. Нужно также прикрепить прозрачный хрусталь, перья совы, волоски от шкуры тигра и леопарда, когти белой рыси и снежного барса, задние пальцы орла лаг, когти тигра и леопарда, “пять драгоценностей” (rin chen lnga), а также другие драгоценности: бирюзу, коралл, раковину и т.д. — как принято по традиции. Кроме того, можно добавить копыта и зубы яка (mgron g.yag) t8 , любой предмет или вещество, приносящее счастье, и самые разные ткани (ленты). Затем, после изгнания создающих помехи духов (bgegs) и устранения яда, совершения очистительного окропления тру и воскурения сайг, (шнуры) нужно освятить как “опору” вэрма.

III. Разновидности узлов — составляющие получаемого ответа.

Приведенные здесь указания относятся к разновидности джутиг, называемой “Проявления шести шнуров” (shar ba rkya drug). Как видно из самого названия, используется шесть шнуров, из которых один (mo rta) длиннее других. Чтобы получить ответ на вопрос, предсказатель соединяет концы двух шнуров в один узел, чтобы всего получилось четыре узла, а четыре оставшихся конца в это время крепко сжимает в руках, по два в каждой руке. Затем он роняет все перед собой и изучает получившиеся в результате узлы. Так он повторяет до тринадцати раз, каждый раз записывая названия и особенности получившихся узлов и отмечая их с помощью чоло (или чего-либо другого). После окончательного истолкования он должен дать точный ответ.

Однако перед началом гадания прежде всего нужно обязательно умилостивить мантрой и молитвой “семерых божеств ча” (phywa’i lha bdun), то есть трех Братьев Килчен Пувэр (dkyil chen. phu wer mched gsum), царей божеств гадания (rno mthong mo) с самого начала бытия, трех Сестер Цамин (sring mo tsa min mched gsum) и Чау Янгкара. Готовясь завязать узлы, гадатель, кроме того, должен совершить подношение божествам ча вселенной и произнести наш, чтобы призвать ответ на вопросы (mo bdar ba’i smrang). Все это можно подробно узнать из разных текстов по джутиг.

Существует огромное разнообразие узлов, которые могут получиться при гадании и послужить основанием для ответа:

Главных узлов (Ыа mdud), известных в настоящее время и подробно рассматриваемых, — шестьсот, но (в текстах) объясняется, что есть десять тысяч их сочетаний cam, сто тысяч — траг 20 и т.д. Практически, все наиболее часто встречающиеся узлы можно объединить в триста шестьдесят (видов), их возможных сочетаний (brgyaggis bsgyur ba) — десять тысяч, а наиболее важными из них являются семьсот двадцать. Кроме того, в зависимости от того, куда закручивается шнур — направо или налево, — куда он выпадает — направо или налево, вверх или вниз, — а также в зависимости от того, как зажимаются концы узлов, и от положения украшений малых шнуров можно получить бесчисленное множество других сочетаний…

В Гюма Сэрбум (sGyu ma gser ‘bum) говорится: “Что касается указаний относительно изучения (узлов), то из трехсот шестидесяти гадательных узлов (mdo mdud) сто двадцать, называемых “чистыми” (dwangs ma), олицетворяют главную обитель (Ыа gnas) сферы существования божеств, сто двадцать, называемых “мудрыми” (mdzangs),  олицетворяют главную обитель сферы существования человека, а сто двадцать, называемых “нечистыми” (snyigs ma) — главные узлы (Ыа mdud) сферы существования духов. Что касается указаний относительно их точного определения, то триста шестьдесят узлов имеют триста шестьдесят названий гадания (mo ming), (к которым добавляются названия) семисот двадцати сочетаний (brgyag kha), десять тысяч траг и сто тысяч сэд — повторяйте их и храните в памяти!

Несмотря на такое огромное разнообразие узлов, есть тридцать три главных узла, составляющих основу всех возможных сочетаний; двадцать четыре “чистых” узла, например, динг-динг, кин-динг и кзлбар, и девять “нечистых” узлов, например, кям, чарам и лиен. Все дальнейшие бесчисленные сочетания являются разновидностями каждого из этих тридцати трех главных узлов. Как говорится в том же самом тексте: Сам по себе динг-динг имеет столько разновидностей, сколько волос в гриве гнедого коня. Все гадатели знают такое высказывание: “Нет такого гадателя, что не знал бы (о) динг-динг, но нет такого гадателя, что (поистине) знал бы динг-динг’.”

IV. Нравственные правила гадателя

Гадатель, практикующий джутиг, должен уважать четкий свод пр вил поведения, которых придерживаются все последователи “Hit Ча”.

В “Сиджид” они описаны так:

Прежде всего, в качестве подготовки следует заложить основу сострадания и бескорыстных помыслов (sems bskyed) и с таким намерением помочь живым существам приступать к гаданию, астрологии, ритуалам то или методам целительства (к любому из перечисленного), осознавая необходимость стать в них знатоком.

В отрывке, цитируемом Мипамом, говорится:

Есть девять обетов (dam tshig), которые должен хранить практикующий шен ча:  не делать подношений тем, кто не может ими воспользоваться, не следовать неизвестным божествам и духам, не вредить жизни существ, не отрекаться от Пувэра, божества шен, в воззрении — не опираться на предубеждения, в поведении — не подносить вешей, принадлежащих другим, не отдавать в качестве выкупа или подношения людей, не прописывать снадобья и пищу, если нет уверенности, не заниматься прижиганием и кровопусканием в сомнительных случаях.

V. Необходимость и значение джутиг

В “Сиджнд” объясняется также, почему Учитель Шенраб Мивоче передавал джутиг, другие науки шен ча, каковы помыслы, которыми были движимы все практикующие последующих столетий. Этому великому Учителю приписывают такие слова: ‘

” Прежде всего,на путь ШенЧа вступают, дабы принести пользу живым существам и счастье всему миру.Итак, из разнообразных путей Бон, которым я буду учить, ныне, когда истек один год шен, (равный) сотне человеческих лет, я объясню великий путь шен ча. (Я научу вас) распознавать благие и дурные знаки, дабы отделять правду от неправды, ложное от истинного, беспорочное от порочного, дабы исцелять болезни, спасать жизнь и увеличивать долголетие, процветание и благосостояние — несомненно, все живые существа постепенно получат от этого благо. И даже если (порой) облегчение будет кратким, польза от этого будет невообразима. Счастье живых существ есть высший Бон, так старайся же действовать всеми способами, чтобы стать полезным, и, если нужно, пожертвуй и телом своим, и жизнью. Когда нет эгоизма, само собой появляется бескорыстие, и это единственный корень преданности другим — шен Ча, Лэгел Цугпуд, помни это всегда!

В заключение хочу привести стихи конкретно о пользе этого гадания, написанные самим Джу Мипам Джамьянг Намгелом:

(Джутиг) может сделать так, чтобы разгладились морщины на лице,
изможденном страданиями, как мутная вода становится опять прозрачной,
и явить сияние улыбки на счастливом лице, светлом, как полная луна.
Как светильник, он может ясно показать людям ножи дуд,
покушающиеся на древо жизни, крючья духов, норовящих похитить сокровище ла,
и (других) невидимых (вредоносных), нападающих на нас.
При помощи (джутиг) без усилий обретешь нектар, спасающий жизнь и исцеляющий болезни,
драгоценность, делающую бедного богатым, а бесплодное — плодородным, печать, делающую слабого могущественным.
Чудесный джутиг (подобен) тайному голосу, предостерегающему всех существ, равно дорожащих жизнью, как нагруженных богатствами путников на неведомой дороге — избегать троп, где в засаде притаились враги: внутренние и внешние препятствия.
Для тех, кто желает получить предсказания о времени и месте, волшебный джутиг — это голос, вещающий ясно: “Вот врата, откуда пожалует удача!” — словно открывая неведомый клад, таящийся под землей. Он разрешает все вопросы, помогает каждому и каждому необходим. Поэтому Шенраб, сострадательный Учитель, хотя ум его был по природе подобен небу, учил таким непрямым способом из-за своей любви к невежественным существам. Воззрение — вера в истину взаимозависимости, созерцание — сосредоточение с верой и состраданием, поведение — беспристрастное указание, что предпринимать и чего избегать — так обретешь плод гадания, пользу для себя и других.

“На что мудрому это бесполезное гадание?” — когда те, кто произносят подобные пустые, неразумные слова, сталкиваются с трудностями, они за золото, равное собственному весу, покупают наглое вранье глупцов – что же это за мудрецы?

“Истинные слова чудесного гадания (rno mthong ‘phrul gyi mo pra), переданные ясновидящим мудрецом (Шенрабом), — это Учения, приносящие.сотни и тысячи благ”: так нам было завещано, и тот, кто верит в это, и есть настоящий мудрец.

Примеры трех чистых узлов
(dwangs ma’i mdud pa)

Восемь кюнг (KHYUNG BRGYAD)

2

Четыре части раковинного озера восьми кюнг (khyung brgyad dang mtsho bzhi). Восемь кюнг — это самец дзо с длинными рогами Белый кюнг – это узел ла самца дзо. Кадит (mkha lding) — это гадательный узел кюнг. Он – тот, кто устраняет кожные болезни, причиняемые могу ственными лу.Кэлбар   Кэлбар, сора Меру. Место пребывания ла Яблха Тэлтруга. Гора Меру, что лежит в середине… Выпало во времена Йемона Сидп; На границе между Йе и Нгам Могущественные вэрма воздвигли крепость.

3

 

В сети я пока не нашёл книги “Друнг, Дэу и Бон”

Но советую, интересующимся историей Тибета книгу Намкая Норбу Ринпоче:

Свет Кайлаша. История Шанг-Шунга и Тибета. Том 1. Ранний период

Свет Кайлаша

 

Метки:
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.