О древних методах гадания в Тибете и Шан-Шунге
|Помнится, писал как-то о практике гадания на картах в Шанг-Шунге, открытой позднее как терма Мингьюром Дордже Ринпоче ( http://tarotribe.ru/tibet-taro/ ). С практикой карт Таро и не без оснований сравнивал этот метод Намкай Норбу Ринпоче. Также в древнем царстве была практика гадания чоло, которой пользовались, в том числе, люди власти для больших государственных целей. Она была основана (в том числе) на 12 деяниях принца Шенраба Мивоче.
“В древние времена чоло было широко растпространённой практикой. На первый взгляд может показаться, что оно похоже на азартную игру, однако, если не считать, что в нём делается ставка на победу или поражение в битве добра и зла, оно не имеет ничего общего с азартной игрой, потому что здесь нет речи о деньгах или вещах”. Это было гадание путём бросания пяти ромбовидных шестиугольных пластинок из золота или другого материала подешевле с разного рода узором трёх типов. Таким путём гадали о возрастании или упадке добродетели в государстве, потому что это считалось основой для успеха всего остального в стране. Также были темы, степень важности которых убывала, – было чоло богов и демонов года, например, гадание на успех или неудачу в войне, пригодность места для строительства селения или дворца, или просто большого дома. Или просто – хорош человек или плох (в целом). Сочетания пластин имели 12 комбинаций, которые относились к 12 годам свершений Шенраба Мивоче, принёсшего в эти земли Бон.
Были также способы гадания с использованием зрения, слуха или транса. Этим занимались специальные редкие люди, для этого строились мандалы и т. д. Такой человек мог, например, взглянув в специальное зеркало, получить видение. Так, в древней рукописи “Ба шед” упоминается гадание с использованием зрения:
“Тем утром, после того, как была нарисована мандала, в Лхалунг Тсоше прибыл знаменитый гадатель, приглашённый из Зим-мал. Выполнив ритуал гадания с вещим зеркалом (пра се на па та), гадатель получил видение и мягким тоном произнёс последовательно имена тибетских богов, нагов и людей (царей).
…На следующий день, выполнив гадание для всех прародителей, родителей и потомков, он получил видение четырёх великих царей”.
Здесь речь идёт о гадании, выполненном, когда великий Гуру Падмасамбхава прибыл в Тибет.
Гадание с помощью слуха хорошо описано в медицинском трактате “Дудзи ньингпо”, там указано, как с помощью этого гадания и связанных с ним ритуалов можно выявить материальные и нематериальные причины болезней.
В древней традиции Шанг-Шунга гадание с помощью погружения в экстаз выполняли, призывая войти в гадателя божеств Phywa, например, таких как Phu-wer (именно это божество осуществляло передачу традиции изготовления и освящения намка – Намкаю Норбу Ринпоче).
Вот как выполняли гадания во времена Учителя Падмы. Существование в современном Тибете медиума (ку-тен) Нэйчунга, который даёт предсказания, благодаря тому, что в него вселяется божество-охранитель Дордже Драгден, свидетельствует о том, что такая традиция практиковалась с древних времён.
В традиции Phywa gShen есть также вид гадания, относящийся к разделу “Сновидение владык изначального устремления”. Это подразумевает исследование сновидений, произошедших в особо благоприятнные периоды, например в полнолуние или при особом сочетании звёзд и планет, или в святых местах, или же после призывания сострадания божеств Phywa, таких как Phu-wer. Намкай Норбу Ринпоче сопоставляет по древности этот метод с традицией австралийских аборигенов, которые свою историю в 40 тысяч лет называют “время снов”, говоря, что шанг-шунгская традиция была архетипически весьма древней и самобытной.
Источник: http://nandzed.livejournal.com/4928309.html